?

Log in

No account? Create an account

О разном и о себе, немного...

Стараюсь донести правду об Абхазии

Previous Entry Share Next Entry
Хроника минувшей войны: ВВС Абхазии / Грузии / России в войне 1992-1993 годов.
djon_66
В данном посте я хочу написать о участие военно-воздушных сил Абхазии / Грузии / России во время войны в Абхазии 1992 - 1993 годов. К огорчению грузинских читателей тут не будет красочных рассказов как штурмовики Су-25 ВВС России бомбили Сухум и позиции грузинских войск, таких фактов у меня нет. Да и пост мой в принципе не о том. Я просто хочу написать об НЕ участии авиации сторон в войне, а о авиации НА войне, точнее какими силами располагали стороны в ходе войны, потери, задачи которые выполняли. Если кому то покажется скучным мой пост я вас читать не заставляю...

И так начну я свой рассказ об авиации Грузии, т.к. её машины первыми появились в небе Абхазии 14 августа 1992 года.


ВВС Грузии:
14 августа 1992 года одновременно с вводом наземных войск Госсовета Грузии в Абхазии они были надёжно прикрыты с воздуха боевыми вертолётами Ми-24. Разные источники говорят о разном количестве участвовавших машин в прикрытии наземных войск. Но как я смог выяснить было всего 2 вертолёта Ми-24, кто сидел за штурвалами машин выяснить так и не смог. На протяжении первых 4 дней войны Ми-24 очень активно применялись для подавления наземных войск.
Вот наиболее значимые моменты:
1) 14.08.92 обстрел поста ОПВВ Абхазии в Сухумском аэропорту. По вертолёту стреляли самодельной установкой НУРС бойцы СпН "Катран" со своей базы которая была рядом с аэропортам - мимо. Но Ми-24 улетел и больше в этот день в районе аэропорта не показывался.
2) 14-15.08.92 обстрел абхазских ополченцев в самом Сухуме, на позициях - у Красного моста, у санатория МВО, в районе ж/д вокзала у Республиканской больницы.
3) 16.08.92 для подавления сопротивления в районе Гагры был вызван одиночный Ми-24 который обрабатывал предполагаемые позиции ОПВВ Абхазии (правда к тому времени они были уже пустыми, абхазы отошли ближе к городу)...
Далее участие авиации в войне только нарастало. С 28 сентября 1992 года к ним присоединились и штурмовики Су-25 ВВС Грузии. Задачи возложенные на Су-25 были такими же как и на любой войне, подавления сопротивления войск противника. А так же нанесения бомбо-штурмовых ударов (БШУ) по тыловым объектам и коммуникациям абхазской стороны. Такими объектами стали города Гудаута и Ткварчели, а так же множество посёлков Очамчирского района.
Вот несколько воспоминаний очевидца событий бомбардировки Гудауты самолётами ВВС Грузии:
"...Гудаута  в то время периодически подвергалась налетам Грузинских ВВС - бомбили "подло" - или прикрывшись нашими Ми-8, которые возвращались с погранзаставы Сухуми или со стороны гор. По началу бомбы рвались где то далеко в полях и виноградниках, потому как работали они довольно своеобразно - подходили на пределе, потом делали горку или крутой боевой разворот со сбросом в ручном режиме в процессе выполнения, потом сразу по газам и до дому.
А вот, насколько помню, 24 апреля один уложил ФАБ-250 уже точно по городу. Были погибшие и раненные среди гражданских, а уж сколько паники было - я уже молчу. Было принято решение о значительном усилении средств ПВО Гудауты..."

результаты не заставили себя долго ждать
"...через несколько дней пара СУ-25, ясным днем, как на полигоне, на высоте 3500м выполняла  заход на город -ведущий получает прямое - летчик катапультируется (к-н Нурашвили - КАЧА-80г), ведомый резкой нисходящей спиралью, уворачивается от двух (!!!) ракет и на пределе уходит в сторону Сухуми..."
...
Я не буду писать все случаи применения ВВС Грузии в Абхазии, только немного статистики.
Су-25 во время войны в Абхазии совершили 217 вылетов, потери составили 6 машин, пилотами были - Изани Церцвадзе (погиб), Валерий Накопия, Слава Джабуа (погиб), Дака Кизилашвили, Резо Нарушвили, Тамаз Надирашвили, Каха Тваури, Алан Лакоев, Звиад Бекаури, Вова Щебетов, Ладо Авлохашили, Малхаз Табатадзе, Гоча Шингаздилов, Давид Гугулашвили, Владимир Балаев, Игорь Бедусенко и Зураб Иараджули (погиб).
В Абхазской войне грузинские вертолеты совершили 360 боевых вылетов. Авиационный полк под командованием полковника Джимшера Маисурадзе потерял в Абхазии: 3 Ми-24, 3 Ми-8МТВ и 2 Ми-8Т.
Во время войны погибло 19 пилотов: Джимшер Маисурадзе, Абакар Магамедов (или Мамедов), Георгий Квесадзе, Георгий Нозадзе, Георгий Гелашвили, Георгий Чеишвили, Бежан Габричидзе, Владимир Кердиков, Игорь Бахтадзе, Леван Чагошвили, Роланд Сенашвили, Тариел Джалагония, Илико Ефремидзе, Сергей Платковский и Зезва Кавтарадзе. Пропавшими без вести считаются: Омар Кортошидзе, Зебури Болквадзе и Виталий Арешин.

ПОТРЕИ штурмовиков Су-25
11.10.92 г. сбит недалеко от Нового Афона, упал в море. Пилот Слава Джабуа погиб. В районе падения штурмовика работали несколько Ми-8 ВВС Грузии пытались поднять пилота (или его тело), но этого им сделать не удалось.
06.02.93 г. сбит над селом Моква, пилот Тамаз Надирашвили попал в плен (наблюдал лично потому что сбили прямо над моим домом. Первый самолёт сбили второй с набором высоты и отстрелом ловушек ушёл за облока). Был обменен на русского офицера которого грузины взяли в плен в Сухуми (выдавали его за агента ГРУ), на самом деле служащий 901 полка ВДВ.
01.05.93 г. сбит в районе Эшер пилот Резо Нарушвили попал в плен (приговорён к 9 или 15 годам тюрьмы, освобождён в 1996 году).
04.07.93 г. сбит в районе села Эшера, упал в море пилот Каха Тваури при катапультировании приводнился на море, подобран грузинской поисково-спасательной группой.
06.07.93 г. сбит над селом Багмаране ПВО Грузии по ошибки (говорили что сбили 2 самолёта, но подтверждения НЕТ). Так же не выяснена фамилия и судьба пилота.
13.07.93 г. сбит над селом Эшера. Пилот Зураб Иараджули катапультировался, пробивался к своим, но то ли погиб, то ли сам застрелился 16 июля в ходе столкновения с поисковой группой абхазов (в районе Гумисты).
23.09.93 г. сбит над селом Тависуплеба, пилот Изани Церцвадзе погиб.
23.09.93 г. подбит над Сухумской бухтой, возможно был ведомым у И.Церцвадзе и уходил в море где был подбит с абхазского катера, но не дотянул до своего аэродрома и упал уже в Грузии.

И так по моим сведениям ВВС Грузии потеряли 8 штурмовиков Су-25 в небе Абхазии. Но вполне возможно что мои сведения не точны и случая гибели самолёта 06.07.93 не было, а самолёт подбитый 23.09.93 всё же смог дотянуть до аэродрома и приземлиться (но то что за ним тянулся шлейф дыма и он уходил со снижением в море это точно, т.к. это наблюдали с нашего пограничного корабля о чём и была сделана запись в бортовом журнале. Правда, чего греха таить, и наш корабль отработал по штурмовику из носовой АК-230, т.к. Су-25 с разворотом и со снижением как раз шёл на наш корабль, как будто заходил в атаку... но он просто уходил от ракеты по-видимому... как бы то не было командир принял решение об открытии огня, но после первой очереди огонь был прекращён и корабль больше не стрелял).
И так в небе Абхазии грузинская авиация потеряла 6 штурмовиков точно и 2 предположительно и это из 12 имеющихся в наличии. Кроме того на Тбилисском авиазаводе из комплектующих могли собрать ещё порядка 6 - 8 машин, то есть компенсировать потери.
Из потерянных машин 2 штурмовика точно сбили абхазские зенитчики из переносных комплексов ПЗРК "Стрела-2М" и "Игла" это машины сбитые над селом Эшера (11.10.92) и в р-не села Моква (06.02.93). Как минимум 2 машины так же записаны на счёт ПВО Абхазии, но у меня есть сведения что они были сбиты комплексами ПВО России которые дислоцировались в Абхазии (в районе Гудауты - "Бук-М1" и Нового Афона - "Оса"). По оставшимся штурмовикам вопрос остаётся спорным, возможно тут "усилия" приложили совместно зенитчики Абхазии и России. Как мы знаем во время войны 08.08.08. несколько штурмовиков получали попадания ПЗРКа и всё же возвращались на свои аэродромы, т.к. Су-25 очень живучая машина, возможно и в небе Абхазии было так же - абхазский боец подбивал Су-25, который затем или терял маневренность или выходя их опасный зоны (предполагал что сейчас и вторая ракета прилетит), заходил в БЕСПОЛЁТНУЮ ЗОНУ ответственности ПВО России над Гудаутой и Новым Афоном (кстати зоны были чётко обозначены и соответствующие стороны конфликта, абхазская и грузинская, оповещены об этом - это совершенно точная информация) и тут же получал ракету с российского ЗРК после которой о полёте можно было забыть.
Ещё один "забавный" случай произошёл летом 1993 г. Пара грузинских "Грачей" решила атаковать абхазскую МДК "Гума". Скорее всего штурмовики были уже пустыми т.к. один вообще не стрелял, а второй сделав несколько заходов выпустил около 20-30 НУРСов все с перелётом. Но после войны я разговаривал с командиром "Гумы" и он сказал что у него было 8 ПЗРКа "Стрела-2м" и все ВОСЕМЬ он не смог отстрелить по Су-25 т.к. разредился аккумулятор в пусковом устройстве. Кстати именно этот эпизод (почему потом и стал с командиром "Гумы" разговаривать на эту тему) я слушал на приёмники радиоперехвата с примерно такой речью (жаль на магнитофон не записал):
Пилот1 - прикрой атакую.
Пилот2 - нечем я пустой.
Пилот1 - захожу...
Пилот2 - перелёт метров 200
Пилот1 - я же говорил техникам что у меня прицел врёт...
Пилот1 - уходим над нами СНГэвские "сучки"


ПОТРЕИ вертолётов Ми-24 и Ми-8
Неподтверждённые случаи:
16.08.92 г. в районе Ачадары по переходившим Гумисту абхазским бойцам "отработал" гражданский Ми-24 "апельсин" точнее он завис и из иллюминаторов по абхазам открыли огонь из автоматов, они так же отрыли огонь из СВД (по пилотской кабине) и не менее чем из 20 автоматов. Вертолёт ушёл в сторону "дачи Гречко" и там совершил вынужденную посадку, на следующий день к нему привезли техников Сухумского аэропорта, но намнсте борт ремонту не подлежал. Дальнейшая судьба неизвестна.
??.08.92 г. неопознанный вертолёт был сбит/подбит из пулемёта ДШКа установленного в кузове а/м КамАЗ. Стрелял из пулемёта Артур Исханян (лейтенант Абхазской Гвардии - ГЕРОЙ АБХАЗИИ посмертно). Что за борт и обстоятельства гибели/повреждения неизвестны. Артур погиб 21 августа 1992 года, ведя огонь из ДШК по позиции грузинского снайпера. Танковый снаряд взорвался рядом и отлетевший камень (не осколок) убил его.
27.08.92 г. какой то вертолёт был подбит (по другим сведениям сбит) в районе села Зшера, но точной информации на этот случай нет.

Ми-24:
05.10.92 г. на траверзе н.п. Гагра, сбит вертолет Ми-24В. По паре патрулировавших вертолетов был произведен пуск ракеты, которая в 13:30 поразила борт, пилотируемый заместителем командира армейской авиации Грузии - Гоги Квесадзе (выпускника Саратовского ВВАУЛ-86). По данным Грузинской стороны вертолет был сбит Российским истребителем Су-27. Но подтверждения этому нет.
26.12.92 г. у села Атара-Абхазская потерян вертолет Ми-24В, пилотируемый командиром армейской авиации Грузии - полковником Джимшером Майсурадзе (ветеран Афганской войны). Кроме летчика на борту находился генерал Мераб Гелашвили. Пытаясь обнаружить место боя вертолет барражировал на малой высоте, вдоль линии фронта, в результате чего оказался в зоне досягаемости абхазских ПЗРК. Стрелок-зенитчик Артур Тарба произвел удачный пуск ПЗРК "Стрела-2М" и поразил машину в район двигателей. Машина упала в р-не села Владимировка, оба члена экипажа погибли.
15.01.93 г. во время ведения боёв по освобождению ряда сёл Очамчирского района был сбит очередной вертолёт Ми-24 ВВС Грузии. Пилот Абакар Магамедов погиб. С вертолёта сняли пулемёт ЯкБ-12.7 который приспособили для стрельбы "со станка" (затем его передали на вооружение катера ВМФ Абхазии типа "Гриф") и несколько блоков НУРС УБ-32-57 которые использовались как наземная установка РСЗО.

Ми-8:
11.10.92 г. на площадке Сухумского аэропорта был сожжён выстрелом из РПГ-7 вертолёт Ми-8. По грузинским сведениям выстрел произвели абхазские диверсанты высадившись с моря. Но в абхазских источниках этого факта я пока не нашёл. Возможно это списанные один из "НЕЛПОЗНАНЫХ" бортов. Жертв не было.
??.11.92 г. Ми-8 подбит в Очамчирском районе, по грузинским сведениям пилот сумел посадить машину, но нет информации где это он сделал и подлежала ли машина восстановлению. Погиб один грузинский офицер (майор).
??.03.93 г. сторонники Звиада Гамсахурдия в районе села Джвари подбили очередной грузинский Ми-8, но опять по грузинским сведениям пилот сумел посадить машину, но ничего не сказано о степени повреждения борта.
07.07.93 г. Ми-8 ВВС Грузии был подбит у санатория МВО (Сухуми), впоследствии упал в море. Но интересный факт а кем он был подбит в городе где были грузинские войска? Вертолёт возможно упал в районе Очамчирского морского порта, во всяком случаи грузины обратились к нашим водолазам поднять ГРУЗ с вертолёта (видно какой то ценный был). Наши отказались так как машина упала в районе Тамышской впадины (там сильное подводное течение которое тянет в падину всё, наши там обычно топили боеприпасы с истёкшим сроком хранения, а в 1991 году утопили партию автоматов АК-47 (самых первых выпусков, наша часть участвовала в войсковых испытании этого оружия в 40-ых годах, сам Михаил Калашников приезжал, я держал в руках этот автомат, он тяжёлый зараза).
29.09.93 г. Ми-8Т разбился в горах вывозя грузинских беженцев из Кодорского ущелья (летел пустым, за очередной партией людей). В тёмное время суток врезался в гору в районе Сакена.

Как мы видим все пять сбитых машин присутствуют в списке, но из грузинских источников они потеряли 19 пилотов вертолётов погибшими и 3 пропали без вести (наверно те что погибли 07.07.93). Тем более что сказано что во время гибели машины 11.10.92 ни кто не пострадал, а в двух случаях (ноябрь 92 и март 93) экипажи сажали машины - значит они были живы. Одним словом загадок много ещё, тем более что в июле 1993 года (во время высадки Тамышского десанта) по абхазским сведениям грузины потеряли около 3 вертолётов.

Кроме боевой авиации в Абхазии грузины потеряли и несколько гражданских самолётов Ту-134 и Ту-154. Все самолёты Ту-134 принадлежали Сухумскому авиаотряду, Ту-154 Тбилисскому.
К началу войны в 1992 году к аэропорту Бабушеры было приписано 9 самолетов Ту-134. В ходе боев - 2 самолета погибли в ходе войны - СССР-65001; СССР-65893. 2 были списан после получения повреждений, порезан на лом - СССР-65053; СССР-65809. 4 лайнера были уведены в Грузию - СССР-65061; СССР-65879; СССР-65886; СССР-65959. 1 был брошен грузинами при отступлении из Сухуми - СССР-65817.

ПОТРЕИ самолётов Ту-134 и Ту-154
Ту-134А - СССР-65809 -""- 20.09.93г. подбит во время взлёта из Сухумского аэропорта, судьба не известна.
Ту-134А - СССР-65893 -""- 21.09.93г. в 16:25 при подлете к аэропорту Сухуми ракетой ПЗРК был сбит. Совершавший рейс Сочи-Сухуми, погибли 28 человек. И хотя это "варварство" записано на счёт абхазов, его нужно отнести всё таки на счёт грузин. Они прекрасно знали что в районе аэропорта небезопасная зона и всё же дали добро на перелёт самолёта из Сочи. Спрашивается ЗАЧЕМ? Очень просто они и рассчитывали что машина будет сбита "абхазскими варварами" а за этим бортом должны были из Тбилиси прилететь несколько самолётов Ту-154 переделанные в транспортные с грузинскими солдатами в помощь их Сухумской группировки.
Ту-154Б - 4L-85163 -""- 22.09.93г. сбит из ПЗРК с катера ВМФ Абхазии. Самолёт упал на полосе и сгорел погибло 108 солдат (из 120 на борту). Ошибка грузин была в том что они в прямом эфире на своём ТВ показали погрузку солдат на самолёт и его отлёт, а посчитать подлётное время я думаю было не сложно для абхазских моряков, которые так же смотрели грузинское ТВ.
Ту-134А - СССР-65001 -""- 23.09.93г. обстрелян из установки БМ-21 "Град" (с позиции у горы Бырцха), во время погрузки беженцев. Самолёт сгорел, погиб 1 член экипажа.

Вот и закончилась война в Абхазии но сразу же мятеж подняли и сторонники ЗАКОННО ИЗБРАННОГО президента Грузии Звиада Гамсахурдия. Мингрелия и вся Западная Грузия заполыхала. Грузинские войска вынуждены были ввязаться в новую войну и конечно же применяли и свою авиацию. Которая понесла потери и в этой компании. У меня нет сведений по потерям вертолётной авиации только по штурмовикам.

ПОТРЕИ штурмовиков Су-25
02.11.93 г. сторонники президента Звиада Гамсахурдиа из ПЗРК “Стрела” сбили самолет Алана Лакоева в районе Хоби. Пилоту удалось катапультироваться, но он попал в плен. Его освободили только спустя 10 дней.
31.12.93 г. вблизи города Сенаки, ракетой "Стрела-2М" был поврежден ещё один Су-25. Ракета повредила левый двигатель самолета, который пилотировал один из лучших грузинских пилотов Гоча Шингазрдилов. Вместо того чтобы катапультироваться он сумел посадить самолет на аэродроме Копитнари.

Война в Мингрелии закончилась очень быстро полным разгромом звиадистов.

Но в это время ВВС Грузии "потеряли" ещё один Су-25 который не был сбит, он и не сгорел во время какой либо диверсии, не разбился во время тренировочного вылета... Он был угнан одним из пилотов в Армению. Дело было так.

15 ноября 1993 года, сторонники Президента Гамсахурдиа приблизились к аэродрому Копитнари, Правительство Грузии решило перегнать оставшиеся 2 самолета СУ-25 на аэродром 31-го завода в Тбилиси. Первоначально пилотирование самолетом поручили старшему лейтенанту Звиаду Бекаури и лейтенанту Ладо Авлохашвили, однако у Ладо Авлохашвили заболела мать, в связи с чем ему пришлось срочно возвращаться в Тбилиси. вместо него вторым пилотом был выбран Сергей Житников (капитан Сергей Житников был зачислен в ВВС Грузии 25 июля того же года и успел сделать на этом самолете 7 боевых вылетов в западную Грузию на подавление звиадистского восстания). Новый штурмовик (видно самолёт только что был выпущен на заводе, а не остался со времён СССР) должен был пилотировать Авлохашвили, однако Житников попросил его поменяться самолетами, так как у него не было часов и часы в его самолете тоже не работали. Авлохашвили согласился и вылетел первым на штурмовике СУ-25 с бортовым номером "07". Первоначально Житников должен был лететь вслед за ним в расстоянии 800 метров от Авлохашвили, но его вылет задержали на 10 минут.  Авлохашвили долетел до Тбилиси за 17 минут, а Житникова все было не видно. Радиолокатор с аэродрома Вели зафиксировал летящий самолет в сторону Армении. Вдогонку за штурмовиком до озера Севана вылетели Ладо Авлохашвили и Олег Циташвили на СУ-25УБ (???), погоня не увенчались успехом.

По состоянию на 1 января 1994 года, в состав ВВС Грузии входили 7 штурмовиков Су-25, 3 боевых вертолёта Ми-24, 4 военно-транспортных вертолётов Ми-8, 2 вертолёта Ми-2, 4 учебно-тренировочных самолёта Як-52 и 6 бипланов Ан-2.

ФОТОАЛЬБОМ:
Один из штурмовиков ВВС Грузии который прошёл горнила Абхазской войны


Ударные Ми-24 в Сухумском аэропорту


Крыло сбитого грузинского Су-25


Горящий Ту-134


Сгоревший Ту-154 (после военное фото)


У меня нет кадров сбития грузинских Су-25 в Абхазии, думаю это примерно так же





ВВС России:
Вторым кто задействовал свою авиацию в войне в Абхазии это была Россия. В сентябре 1992 на аэродром Бомбора (Гудаута) были переброшены 9 штурмовиков Су-25 ВВС России из Борисоглебска (???). Вскоре там же приземлилась пара истребителей Су-27 по-моему с Крымска.

Задача была поставлена конкретная - "не допускать провокации и силовой акции против российских воинских частей дислоцированных в Абхазии". Почему то грузинская сторона об этом не вспоминает и всячески хочет обвинить российскую сторону что они открыто выступали на абхазской стороне. А вспомнить есть о чём, как они силовыми методами пытались захватывать российские воинские части (не только в Абхазии но и в самой Грузии), как обстреливали российскую же сейсмическую лабораторию в Эшере и т.п. Вот например Павел Грачёв в одном из интервью журналистам сделанным в Сочи 9на каком то раунде переговоров с грузинской стороной), прямо заявил что по его личному приказу была уничтожена грузинская батарея РСЗО "Град" которая отрыла огонь по Эшерской лаборатории. Второй случай который так же проскальзывал в прессе относится к лету 1993 года когда так же была подавлена грузинская установка "Град" которая вела огонь по российской воинской части. Я соглашусь что вполне возможно огонь был не специально направлен против российской воинской части, но снаряды же залетали, солдаты гибли. Кстати в апреле 1993 когда Грачёв был в Гудауте, он так же перед камерами подтвердил свой приказ "устранять всеми имеющимися средствами угрозу для жизни российских военнослужащих, от какой из сторон она бы не исходила".

В марте 1993 г. борисоглебцев сменила группа (9 самолётов Су-25) из Краснодарского ВВАУЛ. Всем летчикам и ИТР поменяли удостоверения - официально их там не было.

Помимо истребителей и штурмовиков в Гудауте базировались и вертолётчики для оказания гуманитарных перевозок между "большой землёй" и блокированным городом Ткварчели, а так же Сухумским погранотрядом и 901 батальоном ВДВ России.

Я не буду описывать все случаи применения авиации России в Абхазии потому что большинство из них мне не известны, кроме этого я свой пост пишу и не об этом. Отмечу что возможно и были случаи когда Су-25 выполняли бомбометания в интересах ВС Абхазии по позициям войск Грузии. Но достоверные случаи мне не известны. А то что пишут в инете, так это может быть и вымысел отдельных личностей типа того что все лётчики ВВС России в Абхазии летали в ЧЁРНЫХ шлемах, за каждый вылет получали кучу баксов и а/м "Волга" и т.п. Как мне сказал один из пилотов который находился в Абхазии с 1993 по 1994 год - "а куда обратиться что бы баксы получить?" - конечно в шутку было сказано. Но вот что мне было сказано этим лётчиком - "Гудаута - лучшая командировка в моей жизни - санаторий, пальмы, море... А какой там пляж!!! Во время боевых действий в Абхазии свято выполнялся "сухой закон"- но для нашей группы лично Ардзинба было сделано исключение - раз в неделю наш представитель уезжал на какой то склад и привозил много настоящей заводской водки и вина старых запасов..."

Как и на любой войне авиация несла потери не только в материальной части но и в людях.

ПОТРЕИ ВВС России в Абхазии
Су-27:
11.11.92 г. истребитель Су-27 при выполнении петли в районе Гудауты над морем не рассчитал высоту и врезался в кромку береговой линии. Лётчик капитан Сексарь А.А. погиб.
27.03.93 г. Су-27 лётчик Вацлав Шипко во время ночного полёта врезался в гору в районе Сухума. Грузины утверждают что он летел на перехват их штурмовика Су-25. А так же говорят что они сбили истребитель, но всё таки самолёт на малой высоте задел крылом деревья и разбился.

Су-25:
04.09.93 г. для повышения эффективности обнаружения Су-25 со стороны моря, п/п-к Чаплицкий выполнял облет средств ПВО и не имея достаточного опыта полетов на предельно-малой высоте над морем в штиль при выполнении разворота зацепил крылом водную поверхность. Летчик погиб.

Потери вертолётов:
14.12.93 г. Ми-8 возвращался из оккупированного Ткварчели с беженцами на борту. В районе села Лата был сбит грузинским стрелком из комплекса ПЗРКа. Я в своём ЖЖ уже писал об этом тут более подробнее - http://djon-66.livejournal.com/44164.html
18.01.93 г. в районе села Сакен грузинскими ПВОшниками был подбит ещё один вертолёт Ми-8. Экипаж сумел посадить машину, но сам и пассажиры (всего 8 человек) попали в плен. Что стало с машиной не знаю.
24.05.93 г. при доставке очередной партии гуманитарной помощи над селом Сакен был сбит российский (гражданский) вертолёт Ми-6Т. Экипаж 5 человек погиб.

ФОТОАЛЬБОМ:
Группа Су-25 во время перелёта в Абхазию




Российские Су-25 над Сухумом


Су-27 заходит на посадку на аэродром Бомбора


Ми-6 с гуманитарным грузом


Пара Ми-8 ВВС России доставила гуманитарный груз в Ткварчели


Груз доставляли и гражданские Ми-8


А так же и вертолёты Ка-26 ВВС Черноморского флота





ВВС Абхазии:
И наконец последним кто обзавёлся своими собственными ВВС в войне стали абхазы. Изначально на их вооружении не было летательных аппаратов, но были пилоты-любители (дельтапланеристы), а вскоре и к ним присоединилось несколько профессиональных пилотов гражданской авиации и даже единственный лётчик-истребитель, абхазец Олег Чанба, летавший в ВВС СССР на самолёте МиГ-29. Все они организовали в селе Лыхны небольшой полевой аэродром и закупив в России ТРИ мотодельтаплана стали готовить свои машины к настоящим боевым вылетам. Как смогли забронировали пилотское кресло, установили примитивные бомбодержатели оборудовали машины самодельным прицелом, оснастили мотодельтапланы радиостанцией. Первые боевые вылеты совершались по ночам на бомбардировку Сухумского аэропорта и места скопления грузинских войск. Мотодельтапланы оснащались самодельными 30 и 50 кг авиабомбами, один раз решили использовать 70 кг. но бомбодержатель не сработал. Иногда сбрасывали ручные гранаты. Кроме этого выполнялись и разведывательные полёты в сторону Гагры, особенно интенсивно они были накануне абхазского наступления.
Постепенно абхазская авиация обзаводилась всё новыми и новыми машинами, но все они были гражданского образца - самолёты Ан-2 и Як-52, вертолёты Ми-8. Как смогли самолёты переоборудовались в примитивные бомбардировщики. Например из Ан-2 бомбы сбрасывались в ручную из салона при помощи специально приспособленных направляющих. Но большую часть из своих 400 вылетов во время войны, абхазская авиация совершила в разведывательных или транспортных рейсах. Кроме того вертолёты Ми-8 выполняли и санитарные рейсы особенно во время летнего наступления 1993 года. К концу войны появились на вооружении ВВС Абхазии и учебно-тренировочные самолёты Л-39С, но факта их боевого применения у меня нет. Бытует мнение что эти самолёты ПОДАРИЛ Дудаев, но в действительности они были у него обменяны, на кое что такое что ему было необходимо (я знаю на что но писать не буду, но это не деньги, золото, наркотики и т.п. это совершенно иное). Поэтому когда он в 1995 году "попросил" вернуть якобы переданные в займы самолёты, абхазская сторона правомерно отказала, т.к. обмен был равноценным и тем более то что ему отдали у него у же не было.
Всего в абхазской авиации служило 16 пилотов - "летали на всём что летает, а так же на всём что летать в принципе не может". Потри среди них были огромными, 9 человек сложили свои головы за Свободу Абхазии: Отар Сирадзе, Олег Чанба, Михаил Васюхин, Игорь Мозговой, Леонид Пкин, Рудик Тарба и Игорь Мантай, имена и фамилии ДВУХ пилотов найти не смог, они погибли в самолёте Ан-2. Ещё 2 пилота погибли сразу же после войны (они стали жертвами разгула преступности), это Аркадий Авидзба и Нодар Самсония.

Потери ВВС Абхази:
27.09.92 г. во время выполнения разведывательного полёта в районе Гагры был сбит мотодельтаплан. Пилот Отар Сирадзе погиб. Он стал одним из первых ГЕРОЕВ АБХАЗИИ.
06.01.93 г. в районе Эшеры был сбит самолёт Як-52 под управлением Олега Чанба (погиб). Самолёт сбит российский комплекс ПВО, т.к. на запрос "свой-чужой" самолёт естественно не ответил, на запрос оперативного дежурного в Гудауте абхазской стороне "есть ли в небе ваши самолёты" был получен категорический ответ - НЕТ, а самолёт уже вошёл в БЕСПОЛЁТНУЮ ЗОНУ над Афоном, и... Обломки самолёта и тело пилота так до сих пор и не были найдены.
09.01.93 г. самолёт Ан-2 разбился в горах, вёз оружие с Северного Кавказа. Погибли оба пилота (фамилии не установлены), а так же Юрий Торгашев и Юрий Капов которые сопровождали груз, а так же они были и ответственными по закупке авиационного вооружения в России.
14.06.93 г. в районе перевала Марух был сбит вертолёт Ми-8Т перевозивший беженцев из Ткварчели, погибли 4 пилота и 11 пассажиров.
04.07.93 г. при высадки десанта на гору Ахбюк, был обстрелян из РПГ-7 и сгорел вертолёт Ми-8. Погиб бортмеханик вертолёта Михаил Васюхин, Вячеслав Эшба и Нури Гарзмаа были ранены. Так же погибли и 27 десантников.

По моим сведениям весной 1993 г. в Очамчирском районе разбился ещё один Ан-2 (у меня есть даже фотографии обломков), но дату и обстоятельства гибели так и не могу узнать. Известно только что самолёт вёз оружие восточникам, и разбился ночью при посадке, вроде бы ни кто не погиб.

ФОТОАЛЬБОМ:
мотодельтаплан ВВС Абхазии


Як-52, точно такой же применялся абхазами во время войны


Обломки ЛА ВВС Абхазии (тип и модель определить не смог), склоняюсь к вертолёту

ПРИМЕЧАНИЕ: пока не уточнил, но есть предположения это обломки вертолёта Ми-8 сбитого над Латой

Фотография "восьмёрок" послевоенная, но именно эти ДВА борта применялись в войне 1992-93 годов и выжили на ней.


Блок НУРС снятый со сбитого грузинского Ми-24 на вооружении бойцов Атарского батальона






  • 1
Отличный пост , спаибо...
А то все считают, что летчики Грузии наносили точечные удары , а Российские летчики только бобили мирных жителей Сухуми..
Дополнение;
Летчик СУ-27 ,капитан СНЕСАРЬ А.А. погиб 11.11.1992г.
Летчик СУ-25 ,п/п-к Чаплицкий С.Н погиб 4.09.1993г.

Спасибо исправлю.
Может быть вертолётчики и наносили точечные удары т.к. были у Грузии подготовленные кадры, а вот пилоты Су-25 это были или шеф-пилоты Тбилисского АЗ или переученные на скорую руку. Работали не точно, но площадные цели вполне могли накрыть удачно, что в принципе и делали.

Был обменен на русского офицера которого грузины взяли в плен в Сухуми (выдавали его за агента ГРУ), на самом деле служащий 901 полка ВДВ.
вот этот был и вправду ГРУ-шник

Это он вам сам сказал лично... ну я так и понял...

И хотя это "варварство" записано на счёт абхазов, его нужно отнести всё таки на счёт грузин. Они прекрасно знали что в районе аэропорта небезопасная зона и всё же дали добро на перелёт самолёта из Сочи. Спрашивается ЗАЧЕМ? Очень просто они и рассчитывали что машина будет сбита "абхазскими варварами" а за этим бортом должны были из Тбилиси прилететь несколько самолётов Ту-154 переделанные в транспортные с грузинскими солдатами в помощь их Сухумской группировки.
---- ну, а это вообще класс, наверное нужен был долгий анализ чтоб выдать сей анекдот. это как паша грачёв выдавал - грузины сами себя бомбят.

Ну если вы такой не далёкий что бы не понять этого то значит для вас это анекдот...

Джон перечитай мою ссылку перепалку с ним и просто бань, этот чел или реально глуп или бот по призванию...

О феерический мудак, ты то что тут делаешь?
Ответить не хочешь за это виртуальный герой-мудозвон?
http://asta-awi.livejournal.com/46829.html

Думаю самый информативный пост про ВВС использовавшиеся в Абхазии...

По Олегу он разве не на Л-39 был?

Нет его сбили на Як-52, это уже 100% доказанно. Л-39С в Абхазии появилисб немного позже и всю войну простояли в Гудауте на аэродроме и не только потому что не было пилотов, а в первую очередь именно из за того что не было аппаратуры распознования "свой-чужой"

Всегда знал что сбили на альбатросе...
Ладно, учту...

Я то же. Но года полтора назад разговаривал с человеком который много знает о ВВС Абхазии, изнутри так сказать и он подтвердил.

а куда делся тогда 4ый Л-39?
и кстати, не все так просто с причиной уничтожения Чанба. есть версия что его убрали по просьбе из Гудауты

Ни куда не делся. 2 получили из Чечни (в обмен), 2 после войны из Краснодара или Армавира (не помню точно), последний ПЯТЫЙ №-71 получен после 2000 года от туда же. Кстати он единственный в ВВС Абхазии который оснащён ракетами "воздух-воздух".

Ну про версию "о убийстве Чанба по приказу из Гудауты" это такой же анекдот как "охрана ж/д танками". Туфта всё это. Я разговаривал с человеком который присутствовал во время стрельбы по "грузинскому штурмовику" там обычный был "дружественный огонь". Да и Олег Чанба не был уж такой фигурой которая могла бы повлиять на политический расклад в Абхазии на тот момент. Что бы совершить убийство нужен мотив и довольно веский что бы так подставиться, не проще было бы "случайный выстрел"???

Кстати был ещё один Олег Чанба и то же погиб, может ты что то напутал? Может быть это он был какая то фигура (я лично ничего о нём не знаю, просто как то в разговоре с некоторыми абхазами они сказали что "...на могиле Олега Чанба..." я ответил так его тело ненашли же. Тут и выяснилось что о разных людях говорим.

Большая или нет фигура, но вот что избавится от Анцупова дали же абхазы накол на тот вертолет. Потом это тому человеку часто напоминали

Честно говоря то же не выдерживает критики история. Как можно было знать в каком именно вертолёте летит Анцупов? Когда их ДВА РЯДОМ летело?
Зато тут на одном форуме прочитал рассказ русского десантника (офицера) он много чего порассказал по войне ( и фотографии предоставил) и кое чего рассказал что я знал, но он до рассказал детали... одним словом я ему доверяю. Так вот он сказал что во втором вертолёте как раз то и был груз который грузины хотели уничтожить и лиц его сопровождающих. Я то же долго не мог понять почему о втором борте вообще молчат как будто его и небыло... А история с Анцуповым и Зантария всплыла потом. Кстати на Зантария "точили" зуб многие руководители Ткварчельского района (довоенные), я эту историю раскопал и подробно описал (может она кому то и не понравится но это правда о войне и её нужно знать).

Кстати точно так же есть свидетельский рассказ что Слава Джабуа был специально грузинами расстрелян в воде потому что поднять они его не смогли, а плен он не должен был попасть - я считаю ТУФТА то же чистой воды.


Но вот то что ему угрожали на собственном аэродроме "непонятные бородатые люди в штатском" и то что он летал с парашютом но не пристёгивал его, а так же он сам перед последним вылетом попрощался со своими друзьями это факт. Он бросил такую фразу - "мне то наплевать на себя, но вот семью жалко" (она кстати не жила в Грузи, а проживала в России и достать ейё "непонятным бородочам" было бы легко - они были фактически заложниками. Читал это в воспоминаниях служащего авиабазы где на тот момент стояли ВВС Грузии а так же ещё находились служащие ВВС России.

ВВС Абхазии / Грузии / России в войне 1992-1993 годов.

Редкий случай в ЖЖ , когда события той войны раскрыты без "понтов ,пены и шелухи"...
И фото уникальные. Прочел с великим удовольствием.
Спасибо!!!

Интересно было почитать, спасибо. В хронике есть видео горящего ТУ. Что это за машина, известно?

В Сухумском аэропорту был сожжён один Ту-134 ударом по ВПП "градом" (жертв не было). Ещё один был подбит при посадке и уже сгорел на полосе (с грузинским десантом). Наверно какой то из них.

  • 1